Неврологи из Тюбингенского университета и УрФУ опробовали новую методику для помощи пациентам с тяжёлыми расстройствами сознания. Речь идёт об определении способности запоминать слова и выучивать язык без физической реакции пациента. С помощью электроэнцефалографии (исследования электрической активности мозга посредством электродов) учёные фиксировали ответ мозга на нарушение контекста – насколько интенсивно мозг реагирует на возбуждение от непривычного словосочетания и как скоро это словосочетание начинает восприниматься как нормальное.
Испытуемым вначале по 20 раз повторяли пять необычных пар слов («вагон-текст», «серьёзность-корова», «смерть-фрукт»), после чего к парам, которые мозг запомнил, добавляли новые. Эксперимент продемонстрировал, что реакция на заученные пары слов быстро уменьшается и становится неотличимой от реакции на привычные пары слов типа «кофе-сливки». Так, реакция на пару слов типа «кошка-собака» более спокойная, а на пару «кошка-небо» – более возбуждённая. На фразу «я люблю кофе со сливками и сахаром» реакция будет существенно меньше, чем на фразу «я люблю кофе со сливками и носками».
«Вероятно, те пациенты, чей мозг отвечает способностью запоминать и обучаться, имеют шанс на восстановление после травмы, – передают специалисты в отчёте. – Для проявления такой способности нужно задействовать высшие когнитивные функции: пользоваться накопленным опытом, слышать и понимать речь, выстраивать ассоциации. Если ответ от мозга есть – это означает, что необходимая для этого связь между отделами мозга не нарушена. Кроме того, возможна ситуация, когда пациент находится в сознании, но не может сообщить об этом речью или жестами».