Дистанционное обучение имеет множество преимуществ. Именно поэтому данный формат очень популярен в системе дополнительного профессионального образования, и постепенно внедряется в вузовские и даже школьные программы. В медицине дистанционное обучение применяется в связи с необходимостью врачей и сотрудников среднего медицинского персонала регулярно повышать квалификацию, согласно требованиям системы непрерывного медицинского образования (НМО). Обучаясь удаленно, медицинские работники из всех регионов получают доступ к программам по редким специальностям, имеют возможность экономить время и совмещать учебу с работой или учиться во время декретного отпуска.
Профессиональная переподготовка (переквалификация) медицинских работников также реализуется в дистанционном формате. Это одно из основных направлений дополнительного образования, которое помогает специалисту освоить новую специальность на базе имеющегося образования. В медицине пройти переобучение можно в соответствии с квалификационными требованиям к медработникам, которые закреплены в приказах Минздрава 707н (для врачей) и 83н (для среднего медицинского персонала). Согласно новым правилам, завершив обучение на курсах переподготовки, специалист должен будет пройти первичную аккредитацию – профессиональный экзамен, который подтвердит его компетентность и позволит ему работать по полученной профессии.
На протяжении всей профессиональной деятельности врачам и медицинским работникам предстоит проходить периодическую аккредитацию на регулярной основе, один раз в пять лет. В течение этих пяти лет специалисту необходимо проходить повышение квалификации ежегодно, набирая баллы в системе НМО. Учебные программы реализуются в очном, очно-заочном или дистанционном режиме обучения. Целью повышения квалификации является актуализация навыков и умений специалиста, согласно требованиям и регламентам, которые так же регулярно обновляются, и профессиональное совершенствование медработника – обучение новым подходам и методам диагностики заболеваний и оказания помощи в рамках компетенций.
Переход в систему непрерывного медицинского образования начался в 2016 году. Глобальная цель нововведений заключается в том, чтобы приблизить российские стандарты здравоохранения к мировым. Действовавшая ранее система сертификации медработников будет окончательно упразднена в 2025 году, что позволит специалистам всех уровней подготовиться и внедрить принципы НМО в работу государственных и коммерческих учреждений. Огромное значение в этом процессе отведено дистанционным технологиям дополнительного образования и тематического усовершенствования врачей, медсестер, фельдшеров и других специалистов.
Тематическое усовершенствование – направление курсов повышения квалификации, целью которого является внедрение в работу сотрудников инноваций и новых научных знаний. На курсах тематического усовершенствования врачи и медработники получают узкоспециальные знания по своей специальности. Темой курса могут быть определенные виды заболеваний и способы их лечения, методы диагностики и профилактики болезней. Пройдя обучение, которое так же проводится в очном или дистанционном режиме, медработник повышает свою компетентность.